ИСТОРИЯ МАГИИ
Волшебники древности
Волшебники рождались среди не волшебников с древних времен. Некоторые становились отшельниками, некоторые жили среди маглов, некоторые стремились над ними возвыситься, создавая культы. Древняя магия – самобытна, разнообразна и часто жестока. Считается, что известные маглам пророки на самом деле были волшебниками. Маглы относились к «странностям» с недоверием всегда: печально известное «испытание водой» появилось до нашей эры.
Кельтская Британия
Волшебники в кельтской Британии называли себя Друидами, маглы боялись и почитали их, прибегали к их помощи (либо волшебники просто потешались над ними). Магия друидов – это целительство, ритуалистика, некромантия, предсказания. В магических целях практиковался каннибализм, человеческие жертвоприношения, магия крови.
Римская Британия I-V век
Вместе с Римской культурой на Британские острова пришел взгляд на магию, как нечто обыденное. Считается, что в древнеримском обществе волшебники жили открыто среди маглов. Возможно, что некоторые способы творения магии были доступны и маглами. Именно к этому периоду истории обращаются сторонники слияния магического и магловского миров.
Римлянам были известны многие волшебные существа, обряды и суеверия, любовная магия. Было широко распространено использование артефактов и рун, зельеварение, нумерология, колдомедицина. Магия переплеталась с философией и религией. Волшебники, однако, всё ещё держались разобщённо и к ним относились по-разному, в зависимости от местности и действий каждого волшебника.
Англосаксонский период и эпоха короля Артура V-IX век
После ухода римлян Великобритания была завоёвана племенами англов, саксов и ютов, образовавшие на её территории множество королевств.
Король Артур – герой «Артуровского цикла» - также герой книг о Гарри Поттере. Согласно Роулинг, Артур был маглами, но женился на ведьме Малодоре Гримм. Также у него была сводная сестра ведьма Моргана Ле Фэй, которая практиковала темную магию. Мерлин считается великим волшебником и советником короля. Благодаря вражде Мерлина и Морганы появились понятия «светлая магия» и «темная магия», которая позже стала считаться запрещённой.
Мерлин – таинственная фигура, о которой лучшие умы волшебного мира спорят до сих пор. Какие из приписываемых ему свершений – правда? Насколько могущественным он был? Действительно ли прожил несколько сотен лет? И мёртв ли в самом деле? Одно известно точно: Мерлин – образец доброго волшебника, использовавшего силу во благо маглов.
Раннефеодальная Англия IX-XI век
Перед волшебниками стояла та же проблема, что перед маглами: проблема объединения. Для юного волшебника было большой удачей совладать со своими способностями и встретить учителя. Волшебники создавали небольшие общины, следуя за более старшим, опытным и сильным. Так возникла идея основания Хогвартса, а позже был создан Совет волшебников. Как колыбель государственности британских волшебников, в дальнейшем Хогвартс считался весомой политической силой.
В 1066 году закончилось победой нормандское завоевание и Вильгельм I Завоеватель стал королем Англии. Вместе с армией Вильгельма I в Великобританию прибыл Арманд Малфой, он оказывал королю тайные, подозрительные (и наверняка волшебные) услуги. В благодарность Малфой получил земли в графстве Уилтшир и золото. Среди чистокровных волшебников Великобритании – много французских фамилий (Лестрейндж, Розье). Можно предположить, что они попали в Великобританию также.
Начиная с этого времени волшебники охотно сотрудничали с маглами, независимо от приверженности идеям чистоты крови. Они оказывали услуги, лечили, поступали на службу, участвовали в войнах, помогали править. В награду от суверена волшебники могли получить земли, титулы и богатства. Так возникла магическая аристократия. После принятия Статута о Секретности волшебники потеряли возможность получить или купить землю или городское жильё у маглов, в обиход вошли заклинания расширения пространства. Только вот нельзя наколдовать еду. Именно поэтому волшебники, владеющие землей, имеют источник дохода и привилегии в наше время.
В X веке была изобретена первая летающая метла, появились разнообразные спортивные состязания. Интересно, что именно полёты на мётлах в дальнейшем не раз ставили под угрозу безопасность всего сообщества волшебников.
Высокое средневековье XI—XIV век
До XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и наказывалось, например, церковным покаянием. Средневековые суды интересовались только доказуемыми случаями причинения ущерба. В XIII веке возникла Инквизиция, её целью было «обнаружение, наказание и предотвращение ересей». Начали появляться концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили – такие воззрения позже назвали «средневековой схоластикой».
В XIV веке Бэрдок Малдун, председатель Совета волшебников попытался разделить магическое сообщество на «животных» и «существ». Его определение «существа» — любой член волшебного общества, ходящий на двух ногах — оказалось крайне неудачным. В «существа» попало множество созданий, не способных полноценно участвовать в жизни сообщества — гномы, тролли и другие. Малдун, осознав свою ошибку, отказался от идеи включения в состав Совета нелюдей магического общества.
В XIV веке волшебники впервые столкнулись с необходимостью скрываться от маглов. Полёты и волшебные игры на летающих мётлах привлекали нежелательное внимание маглов. Совет волшебников постоянно принимал меры, запрещающие пользоваться мётлами вблизи магловских поселений. Эти меры не возымели нужного результата, маглы то и дело видели в небе людей на мётлах.
Охота на ведьм XV-XVII век
Гонения на ведьм возникли в 1430—1440-е годы и поначалу светская и церковная власть пыталась их пресечь. В 1487 году был опубликован «Молот ведьм» магловского философа Генриха Инститора Крамера — трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм. Под влиянием Крамера действующий папа Римский издал буллу «Всеми силами души», направленную против ведьм. Охота на ведьм была распространена в Германии, Франции, Шотландии и в меньшей степени затронула Англию.
Почву для масштабных гонений на ведьм и волшебников подготовило не только развитие демонологии, но и Реформация. В 1534 году король Англии Генрих VIII порвал с Ватиканом и провозгласил себя главой церкви: теперь ведьм мог судить не только церковный, но и светский суд. Наибольшего расцвета охота на ведьм достигла в Елизаветинскую эпоху, в 1563 году королева издала «Статут о ведовстве».
Маглы не умели отличать настоящих волшебников и ведьм. Жертвами жестоких гонений становились… они сами. Иногда им все же удавалось поймать волшебника. В истории магии известна Венделина Странная – волшебница, которая очень любила «гореть» на костре. И чтобы испытать это ни с чем не сравнимое удовольствие, сорок семь раз меняла обличье и предавала себя в руки маглов.
Известны и печальные случаи. К примеру, Корнелиус Агриппа – известный у маглов философ и теоретик магии, на самом деле бывший волшебником – был брошен за решётку маглами, утверждавшими, что его произведения есть абсолютное зло. В 1535 году Агриппа умер, находясь в тюрьме.
Процессы над ведьмами и волшебниками продолжались до середины XVII века. За это время в магическом мире укоренилось мнение, что маглы глупы, жестоки и опасны. Появились идеи причисления маглов к классу «тварей» на законодательном уровне, а также изоляции магического общества.
Следствием «охоты на ведьм» было создание волшебниками в 1544 году Визенгамота (по подобию маггловского Витенагемота), как одновременно верховный суд и парламент волшебников. Визенгамот был призван установить новые порядки, регулирующие отношения с магглами, тварями и существами.
Елизаветинская эпоха XVI век
Елизаветинская эпоха была для многих волшебников, как и для всей Великобритании, временем культурного и научного расцвета (несмотря на изданный ею «Статут о ведовстве»).
«Золотой век» — апогей английского Возрождения – это последний исторический период, когда контакты между маглами и волшебниками были тесными и приносили обоим плоды. Эпоха Возрождения и без того отсылает нас к античности – времени, когда волшебники и маглы сосуществовали вместе.
Маглы и волшебники стремились к одному: изучению окружающего мира. Все великие магловские ученые того времени именовали себя магами, алхимиками, астрологами: науки ещё не были разделены по направлениям. Маглы дали волшебникам возможность путешествовать на кораблях по всему миру, волшебники заимствовали многие изобретения, достижения инженерной мысли.
В это время было открыто величайшее место силы – Стоунхедж – и по его подобию построен театр «Глобус». Спроектировал театр Джон Ди – приближенный Елизаветы I, друг и собеседник Джордано Бруно, Френсиса Бэкона, Шекспира. Джона Ди называют «магом королевы» и считают прототипом мага Просперо, вызвавшего бурю в одноименной пьесе Шекспира. За настоящего волшебника можно принять почти любого из придворных Елизаветы I. Не потому ли мы не знаем настоящее имя Шекспира, что он был волшебником?
Что до волшебников, о которых нам известно, то есть основания предполагать, что Люциус Малфой I был претендентом на руку Елизаветы I. Некоторые историки-волшебники утверждают, что последующее сопротивление браку у Елизаветы I возникло из-за проклятия Малфоя.
Смутное время XVII век
XVII век – время хаоса и трагических событий в (пока ещё общем) мире магглов и волшебников. Волшебники видели угрозу своей безопасности: в невежестве маглов, которые стремились их истребить; в глупости некоторых волшебников, которые пренебрегали маскировкой; в тварях, существах и магических животных, привлекавших лишнее внимание маглов к волшебникам. Весь XVII век магическую Великобританию разрывали восстания и бунты.
Было принято множество законов, чтобы урегулировать отношения с представителями других магических рас, но те только обострились. В XVII веке начались ожесточённые восстания гоблинов (и продлились до XVIII века). Известно о восстании 1612 года, во время которого резиденцией бунтарей была гостиница в Хогсмиде. Лидерами этого восстания были Гырг Грязный и Бодрод Бородатый. Так в 1631 году был издан декрет, запрещающий ношение волшебных палочек не-людьми. Это означало отказ волшебников делиться тайнами данного способа творения магии. Магия волшебников стала недоступна для гоблинов, кентавров и прочих.
В 1637 был принят кодекс поведения оборотней. С помощью него регулировали действия и нормы поведения волшебников, страдающих ликантропией. В список правил входили некие ограничения на работу в общественных заведениях. Оборотни могли обезопасить других только запершись в своем доме: зелье, что помогало пережить полнолуние, изобрели только в восьмидесятые-девяностые годы двадцатого века.
2 сентября 1666 года на улице Паддинг-лейн (англ. Pudding Lane) в Лондоне, вскоре после полуночи в воскресенье начался «Великий лондонский пожар», уничтоживший 13500 домов и 87 приходских церквей. На улице проживали маглы, но в 1660-х там жил, как минимум, и один волшебник. До сих пор точно неизвестно, от чего возник пожар. Маглы считают, что он начался в пекарне Томаса Фарринера, тогда как маги подозревают, что начался он доме жившего по соседству волшебника, державшего в своём подвале молодого Валлийского зелёного дракона.
Приблизительно в это время Визенгамот учредил Комиссию по Экспериментальным Чарам, и Мнемона Рэдфорд изобрела Заклинание изменения памяти и стала первым стирателем памяти будущего Министерства магии.
В 1674 была основана Британская (и Ирландская) Лига по игре в квиддич: в связи с необходимостью хранить квиддич в тайне от маглов, было ограничено число профессиональных команд.
Всё вышеописанное привело к:
1) возникновению Министерства Магии как органа государственного управления,
2) принятию Статута о Секретности как международного соглашения об уходе магического мира в «подполье».
Статут о Секретности
В 1689 году состоялся Международный Саммит, где встретились делегации волшебников различных стран. Ими был принят Статут о Секретности. Волшебные министерства по всему миру обязаны соответствовать Статуту и по сей день, держа в строжайшей тайне существование волшебников.
В 1750 году была принята Статья 73. Это дополнение к Статуту о Секретности, которое предписывает скрывать от маглов ещё и магических животных. Оно провозглашает Министерство Магии ответственным за сокрытие, уход и контроль над всеми магическими животными, существами и духами, проживающими на территории, находящейся в его ведении. Возможно, что к принятию этого закона (его рассматривали с 1692 года) магическое сообщество подтолкнула изданная в 1749 году "Диссертация о появлениях призраков, вампиров и привидений" аббата Августина Кальме, в которой магл слишком достоверно описал предмет исследований.
Министерство Магии
История возникновения Министерства Магии неотделима от истории возникновения государственности в Великобритании в целом. Эта история начинается 1 мая 1707 года, с момента слияния Англии и Шотландии в единое государство. Британское Министерство магии было создано также в 1707 году. Визенгамот был включен в Отдел магического правопорядка, где остается и по сей день. Первым министром магии стал Улик Гамп, который до этого занимал пост верховного чародея Визенгамота.
В 1707 году завершилась почти столетняя борьба широкой общественной коалиции вокруг Парламента и монархов из династии Стюартов, и тем самым положила начало первому государству с плюралистическими политическими институтами, защитой имущественных прав широких слоёв общества (а не только элиты), в котором все граждане могли участвовать в экономических отношениях с целью получения прибыли. Это послужило причиной начала промышленной революции и лидерства Великобритании в мире в XVIII и XIX веке.
Магическая Великобритания пошла совсем по другому пути. Для волшебников время остановилось в конце правления Тюдоров. Волшебники не перешли к рыночной экономике, избежали промышленной революции вместе со всеми её последствиями. Визенгамот не изменился вместе с магловским Витенагемотом: власть осталась в руках элиты.